Паровозы Новолипецкого металлургического завода 1933 - 1941

Железная дорога Новолипецкого металлургического комбината - пожалуй, крупнейшая промышленная железная дорога в нашей стране. Начав свою историю в 1931-м году с трех паровозов и 10 километров пути, она развилась в масштабную сеть общей протяженностью путей почти 600 километров, на которой круглосуточно работает более ста локомотивов.

Эта запись - некоторый достигнутый мной промежуточный результат. Публикуя ее, я делюсь известными мне фактами и предположениями об истории железной дороги НЛМК в надежде получить от тебя, мой дорогой читатель, комментарии, замечания, вопросы, новые факты - все то, что позволит описать техническую историю Управления ЖД транспорта Новолипецкого металлургического комбината.

То, что я знаю о первых паровозах железнодорожного цеха Новолипецкого металлургического завода, я изобразил в виде вот такой схемы:

Паровозы УЖДТ НЛМК 1933 - 1941

В 1931-м году, когда было начато строительство завода, у Народного комиссариата путей сообщения (НКПС) были арендованы три паровоза, которые обеспечивали подвоз строительных материалов и оборудования со ст. Казинка Юго-восточной ЖД НКПС на стройплощадку.

В 1933-м году железнодорожное хозяйство отдела строительства завода было выделено в самостоятельное подразделение. Три паровоза, работавших на стройке, стали первыми локомотивами жд цеха Новолипецкого металлургического завода (НЛМЗ). В материалах заводского музея удалось найти их номера, правда есть две версии. Первая: Ов-400, Ок-401 и Оа-402. Вторая: Ов-400, Ов-401 и Ов-402. Далее для простоты я их буду называть по серии - паровозы О.

К пуску завода, в 1934-м году, завод приобрел еще шесть паровозов. Два из них - серии Эм: Эм-500 и Эм-501. Еще четыре - не известно, но можно сделать предположения. Для этого давайте сопоставим некоторую информацию, найденную в музее. По состоянию на 1935г.:

  • На ст.Заводская (на тот момент - основная станция НЛМЗ) маневровая работа осуществлялась двумя паровозами О.
  • На складе чугуна работал один паровоз. Он обеспечивал подачу вагонов под погрузку, вывод груженых вагонов на ст.Заводская.
  • На ст.Доменная (под доменными печами) работали 4 паровоза.
  • К моменту пуска первой доменной печи были приобретены шесть паровозов серий Ту и Ов (сразу предполагаю ошибку, речь идет скорее всего о приобретении паровозов серии Эм, а не Ов).
  • По состоянию на 1935-ый год паровозное хозяйство завода насчитывает 16 локомотивов, включая паровозы серий Эм и Б. Паровозы серии Б приобретались специально для работы под доменными печами.

Паровоз Э - машина куда более мощная, чем старичок О. Поэтому можно предположить, что Эм-ки использовались на вывозной работе (прием и отправка составов на ст.Казника НКПС). Двух машин для этого наверное было бы достаточно, поэтому, скорее всего, численный состав паровозов Э на заводе до начала войны не менялся. Косвенным подтверждением этого является то, что в рассказах об эвакуации завода явно вспоминаются только Эм-500 и Эм-501. Никаких иных упоминаниях о паровозах Э НЛМЗ  я пока не встречал.

Паровоз Эм-500

Паровозы О применялись в качестве маневровых. Поскольку О - машины довольно старые, скорее всего они работали по схеме "два в работе, один - в резерве".

Вряд ли завод еще приобретал паровозы О, кроме тех, которые у него уже были с момента его ввода в эксплуатацию. Я делаю такое предположение исходя из того, что НЛМЗ мог позволить себе мощные красивые современные Эм-ки и расширять локомотивный парк за счет стареньких О было бы не целесообразно. Но при этом, судя по фотографии ниже, паровозы серии О доработали на заводе до 41-го года и после эвакуации завода остались на предприятии (про бронепоезд я расскажу отдельно).

Вот с танк-паровозами все куда неопределеннее. С одной стороны упоминаются паровозы серии Ту, но опознать, что это за машины, мне не удалось: фотографий нет, а найти хоть какую-то информацию о такой серии мне пока не посчастливилось. Зато по фотографии (которая представлена ниже) с высокой степенью точности можно предположить, что паровозы Б (как они упоминаются в воспоминаниях) являются танк-паровозами 0-2-0 завода Борзиг. Возможно, что это им была присвоена серия Ту.

Танк-паровоз 0-2-0 завода Борзиг выводит ковши из литейного двора

Если это предположение верно, то три или четыре таких локомотива было приобретено к пуску завода, который состоялся в ноябре 1934-го года.

В 1935-м году локомотивный парк жд цеха насчитывал уже 16ед., а в 1941-м, судя по воспоминаниям - 14.

Про цифру 1935-го года сложно что-то сказать, а вот про 1941 можно попробовать поговорить.

Судя по воспоминаниям, завод своими паровозами отправил в эвакуацию три эшелона. Два эшелона (90 вагонов с оборудованием и людьми) ушли в Челябинск под Эм-500 и Эм-501. Третий эшелон - 9 холодных паровозов сплоткой, ведомые тоже заводским паровозом. И 3 паровоза (как мы уже предположили, серии О) остались на заводе. Итого получается 15.

Можно предположить, что 9 холодных - это танк-паровозы (скорее всего, 0-2-0 Борзига). А вот что за локомотив их повел - не известно.

Но можно опять строить предположения :) В воспоминаниях говорится о том, что по инвентарю в годы войны на заводе числилось три паровоза (правда, не говорится, в какой период войны). Но при этом сразу же упоминается, что одна машина работала на заводе и одна была сдана в аренду тракторному заводу. Где была третья машина - не известно. Т.е. если предположить, что на заводе в реальности осталось два локомотива, то тогда выходит, что холодные танк-паровозы ушли в Челябинск под заводским старичком серии О. И тогда все отлично сходится с воспоминаниями Алексеева Ивана Матвеевича (руководитель жд цеха в годы войны), который говорил о 14 паровозах, числившихся на заводе в 1941-м.

Вот, пожалуй, и все, что я могу сказать о паровозах НЛМЗ в довоенный период. Напрашивается какой-то вывод, но для него пока слишком много вопросов и почти нет фотографий :) Тем не менее даже в таких условиях неопределенности восхищает унификация локомотивного парка завода, которая и сейчас является его коньком: паровозы Эм - на вывозной работе (сейчас это ТЭМ7), маневровая работа на станциях - паровозы О (сейчас это ТЭМ2, ТЭМ2У, ТЭМ18), работа на производстве - танк-паровозы Борзига (сейчас это машины серий ТГМ6). Никакого зоопарка, все четко и по делу.

Буду признателен за комментарии, вопросы, помощь материалами.

Спасибо всем, кто прочитал до конца :)


Мой блог в социальных сетях:
Вконтакте | Facebook | Instagram

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.

Маленький нюанс касательно Эм/Ов.
Паровозы серии Ов для маневровой работы имело смысл приобретать хотя бы в силу того, что минимальная скорость равномерного движентия у них меньше 2 км/ч против почти 7 км/ч у Эу и Эм. Для работы на внутренних сетях это весьма ценное качество.


Далее.
Паровоз типа Б - есть сильное подозрение, что здесь закралась серьезная опечатка. А по факту у завода были танк-паровозы серии Ь ("Ерь"), чье написание весьма похоже на букву Б.
И применение этих стареньких паровозов, имеющих минимальный ход порядка 0,4-0,6 км/ч (я смотрю в сторону не Харьковского прородителя серии , а маневрового коломенского "тип 62"), при домнах - более чем оправдано (возможность страгивания без пробуксовки и рывков, раскачивающих зеркало расплава - неоспоримое достоинство).


И теперь - к паровозу серии Ту.
Самым интерсным выглядит тот факт, что буква "у", которая должна бы указывать на завод-производитель, ни одному из заводов присвоена не была. Соответственно, с высокой вероятностью можно предположить, что паровоз может быть либо Путилковского, либо Харьковского заводов. И если считать паровоз вывозным - то, скорее всего, это должен быть паровоз, дополняющий паровоз О, а не классическая "трехпарка" (в эти годы серию "Т" мог иметь любой товарный паровоз - от Щ до "феты").
И самым простым вариантом расшифровки мог бы оказаться Уу путилковского завода - если бы он не был пассажирским. Или... Или завод обеспечивал "пригородное сообщение" для своих работников :)
В общем, именно этот паровоз (Ту) получается наиболен любопытным